Саиши, идея про то, что !соборность русского народа" мысль выдуманная в середине XIX века - весьма занятна. Сюда еще можно Уварова подтянуть с его триадой (православие, самодержавие, народность) - при Николае выдумали и стали разрабатывать. В результате получили славянофильство, панславизм и т.д. Однако.
Пункт 1. Не буду повторять теорию первобытного общества, изложенную К. Леви-Строссом в одноименном труде. Суть в том, что имущественное расслоение и связанная с ним индивидуализация произошла значительно раньше возникновения капитализма - примитивное разделение труда между охотниками и собирателями, затем охотниками и земледельцами вела к имущественному разделению и, как результат, выделяется определенная прослойка лиц, которым собственность принадлежит и те, кто на них трудятся. Вот вам, пожалуйста, и индивидуализация в романтическом таком, коллективистском первобытном обществе.
Теперь немного про Россию. Есть такое понятие - община. Что это? Черт знает когда возникшее, архаическая форма совместной земледельческой деятельности большей части населения России с XII по XX века. Свойства: коллективная собственность на землю (или хотя бы коллективное право на использование данной земли, если она получена от феодала /помещика, хоть кем назовите/), сезонное распределение пахотных земель членам общины на основании здравого смысла и неписанных правил, круговая порука (все несут ответственность за всех) и т.д. В общем такое коллективисткое учреждение, вызванное опять-таки исторической спецификой - в центральной части европейской России весьма мало эффективной земли, пригодной для пахотных работ (на месте Суздальского княжества вообще леса дремучие были и болота), в соответствии с чем, приведение данной зенмли к потребному виду (т.е. к получению экономического результата) стимулировало коллективную трудовую деятельность. Так она собственно и возникло (религиозные аспекты и роль РПЦ в этом вопросе затрагивать не будем). Так как структура архаична и патриархальна, то просуществовала она и до капитализма. И вот приходит к нам капитализм в виде прядильных станков, паровых двигателей (прототип которого, кстати, еще Кулибин в 1775 разрабатывал, задолго до Уатта, только ведь Россия же -все ушло под стол) - а свободного перемещения людей и капиталов нет. То есть нет стимулов, необходимых для развития производства. петр 1 в свое время создал практику прикрепления крестьян не к помещику (землевладельцу), а к заводу - и при Николае I рабочие на мануфактурах пополнялись почти таким же допотопным способом. Стимулов к росту производства почти не было. И увидев сию закостенелость, вызываемую во многом архаичными общинными порядками, возникает мощное движение западников - либералов, требующих просветительской работы, запрета крепостного права, индивидуальных свобод и уничтожения общины. Собственно община, как таковая, не пускала людей в города (сезонные работы -нельзя, осень/зима - но тебя семья уже не отпустит), стимулировала разгильдяйство (каков смысл хорошо работать если результаты труда распилят почти поровну? Можно выезжать на чьем-нибудь горбу), контролировала распределение земли (раз земля казенная, зачем совершенствовать механизмы ее обработки), а все производство и находилось в городах. Помните реформу Столыпина? Добро пожаловать в Сибирь - полно земли, всю ее тебе в собственность - прямо фермерское хозяйство - и думаете много поехало? Лень статистику открывать, но вроде что-то вроде нескольких тысяч - на ВСЮ ИМПЕРИЮ. И, кстати, сам Столыпин тоже плохо кончил. то есть - виновата не просто община как социальная среда и экономическая система производства - проблема была и в том, что эти архаические принципы четко сидели в головах. Холизм полный, хуже индийского.
Возразите - скажите "Пришли Советы, все порушили, все устремились к светлому будущему". Как раз общину как таковую порушили не до конца. Хотя попытались ей дать второе дыхание в виде организации колхозов и совхозов и создания удобной системы снабжения продовольствием городов. Только как-то дифицит случался....
Собственно, к чему веду? Хомяков, затем Достоевский, рассуждая о русской культуре и системе ценностей - как Вы сказали и рождая миф о русском коллективизме - в общем-то, наблюдали реальное явление - как в сфере социального бытия, так и в сфере духовной. Из последней и родился термин соборность - мы все здесь, "мы все едины в мыслях" - что-то типа духовной общины, являющейся ответом на западный меркантилизм, утилитаризм и эгоизм.
Почему на западе было все по-другому. Во-первых, если у нас собственность на землю устанавливалась по принципам ее принадлежности -проживает человек на земле - земля его ( по факту он ее делит с n членами общины), то после падения Западной римской империи установилось 3 режима - цессия, аллод, феод. Аллод - полная собственность на землю (ты ее нашел и установил над ней полный контроль, и соседи это признали) - нечто из древнегерманских обычаев; феод - пожалованное за военную службу право управления территорией; цессия - полученное от церкви или короля в собственность пожизненную или с правом передачи. Собственно, одна и та же территория могла иметь несколько владельцов - местного князя как феодала, зажиточного чиновника (или церковное) как владельца цессии. Посему и войн между собственниками было много. В общем-то война велась даже за то, кто установит мир (некое время в году, в которое никто ни с кем не должен воевать - обычно религиозный праздник). Раз что-то у кого-то отчуждают - значит за это надо биться. Вот и начинается размежевание границ и т.п. Параллельно с этим города - пережиток Римской эпохи, живут сами по себе - со всеми своими профессиональными учреждениями, семейными склоками, торговыми союзами и т.д. Там земли нет - там занимаются либо торговлей, либо ремеслом. Мастер - всегда оставляет отпечаток на своем произведении - некий знак качества. И да - ремесленный труд - кустарный, горшок лепит и один единственный человек. Нет нужды в совместном труде. Вот так и получилось, что Запад стал более индивидуализирован чем мы. исторически. еще и до всякого капитализма. И вообще - вспомните Реформацию и идеи Лютера, наконец.
2. Идея быть полезным пришла из советской агитационной программы и первых Конституций - "кто не работает, тот не ест". Коллективизм пришел не с Запада, с Запада нам навязывались ценности индивидуальных свобод, экономической выгоды, свободы, равенства, братства (как ни банально это звучит - кстати, на штурм Бастилии пошли женщины - отсюда та самая дама с обнаженной грудью )
3. Комментировать могу долго. Скажу одно. Диссертацию Вл. Соловьев защищал по критике трансцендентальной философии И.Канта. Идея личности взята собственно оттуда, вперемежку с элементами греческого неоплатонизма в интерпретации А.Августина (Дух, Душа, Единое). Никакой взаимозаменяимости индивида Соловьев не предполагал. И вообще - соборность Соловьева пляшет не от славяновилов и соборности Хомякова, Достоевского и пр. Там ключевое слово субстанция как бы. Интерпретация немецкого идеализма и исследование русского духа с его позиции - несколько иная плоскость, на ее основании нельзя делать каких-либо выводов.
4. Другой и инакость - да, для цельности данного общества как общества. Что изначально свидетельствует о его атомистичности. И это - из интерпретаций западного общества, где все настолько автономны по отношению к друг другу (хотя опять же, палку перегибать не стоит). Русское общество начало загибаться как раз тогда, когда этот иной вторгался в его существование - будь то степь, будь то Запад. А был ли мальчик -вот в чем вопрос, между прочим. Россия живет постоянно в кризисе самоидентичности - самокопание вызвано попыткой всегда найти в себе что-то уникальное, а выясняется, что все - есть только склад и смесь многих других более развитых культур. Замечу далее, категория "иной" - категория дифференциации себя как соплеменника - члена общества от чужака как не-члена общества. Здесь нет коллективизации или индивидуализации. Это есть самоидентификация на уровне я люблю свою семью, свой город, свою страну, мир во всем мире, планету Землю. Другая опера как бы.
5. А вот это верно схваченная особенность менталитета. Корни -опять таки из общинной жизни. В общине уровень жизни всех более менее равен. Кто становится сильно богатым - того чморят, дом сжигают, скот режут. И вот если человек, внезапно, вырывается из этой общины - ему срочно надо найти другую - более преуспевающую - иначе - смотрите выше.
Итог, русская культура холистична, слабо адаптируема к суровым законам рынка и капитализма в силу исторического развития нашего государства, изначально неиндивидуалистичных когнитивных установок. Те же самые "сообразить на троих" в западной культуре не особо популярны, а английского синонимичного фразеологизма не существует.
Наконец, не стоит забывать, что наше восприятие западной манеры поведения - восприятие уже вовлеченное во взаимодействие с оным. В соответствии с чем точность и верность наблюдений оставляет желать лучшего. равно как и твои экспрессии по отношению к элитисткому поведению русскоязычного коммьюнити, Саиши. Установка, которая здесь работает - будь лучше, будь сильнее, будь полезнее для клана, ибо это коллективная игра. Последнее подчеркнуть, снимая все предыдущие обвнинения, рассуждегния, обсуждения права на существование гимпов. Кстати, гимпов никто и не травит. Они просто бесполезны для коллективного действия.