В основном этот пост предназначается абсолютным новичкам в ДДО.
С чего хочу начать...
Если вы знакомы с ДнД (Dungeons and Dragons - настольной ролевой игрой), то в игре процентов 80% вам будет понятно и без объяснений. Если знакомы хотя бы с самой системой d20, то процентов 50%. Если же вы не знакомы с системой как таковой и пришли в игру только лишь как в ММОРПГ, то многое вам будет непонятно. Я бы даже сказал очень многое. В течение долгого времени. Как показывает практика, даже на 20 уровне (максимальный достижимый уровень в ДДО) есть люди, не знающие некоторых нюансов самой системы. И потому этот пост для вас. Тут будут ответы на большинство вопросов, задаваемых такого рода новичками.
Прежде чем начну, оговорюсь: знание английского языка в игре обязательно.
И чем оно лучше, тем легче вам будет всё понять. Если вы знаете его хуже, чем на школьном уровне, лучше сразу удаляйте игру. Это просто совет - не тратьте время. Соответственно, человеку, знающему английский на высоком уровне будет ЗНАЧИТЕЛЬНО легче всё понять и без знания системы, и без этого FAQ'а.
Итак поехали.
Куда я попал?
Ты попал на АТС.
Ну а если серьёзно, то ДДО - это ММОРПГ на основе правил DnD (aka ДнД, aka Dungeons and Dragons), в свою очередь основанной на системе d20.
Что такое "d20"?
Это система выборки случайных чисел. В ДнД она реализована dN-гранными кубиками, где N - число граней: 4, 6, 8, 10, 12 и, собственно, 20. ("d" есть сокращение от "dice" - кубик)
Таким образом любое действие игрока описывается случайным числом, выпадающем на "кубике" (в ДДО - генераторе случайных чисел). Большинство действий описывается d20. То есть числом от 1 до 20.
Для справки: NdM означает, что производится N бросков M-гранного кубика и сумма результатов складывается. Например запись 2d4 осзначает случайное число в диапазоне от 2 до 8.
А русификатор есть?
Нет. И вряд ли планируется. Система американская, игра американская, серверы американские. Есть только русские гильдии. На аргонессене самая крупная из них - мы.
С чего мне начать?
Начните с генерации персонажа. Жмите обязательно кнопку "Custom" при генерации. До самого процесса настоятельно рекомендуется сначала ознакомиться с билдами (линейкой развития) других людей. Их можно посмотреть как у нас на форуме, так и на форумах ДДО.
Примечание автора: Эту рекомендацию в дальнейшем будем называть Инструкция №1.
Кого лучше генерить?
Значит так. ДДО есть игра полностью ПвЕ. ПвП присутствует лишь для фана и это не ПвП в его истинном смысле, а тупо мясиловка без правил и ограничений ни на уровень, ни на количество народу, ни вообще на что бы то ни было. Поэтому не важно кого вы генерите (хотя важно, но об этом ниже), главное чтобы он был заточен на выполнение своих обязанностей и справлялся с ними в полной мере. Ибо после уровня ~10 игра идёт исключительно в партиях, исключительно на партию и исключительно для партии. Соло квесты заканчиваются очень скоро.
Теперь конкретнее.
В игре есть определённое количество рас и классов. Кого вы выберете зависит только от вас. Ну и от того, прислушались ли вы к Инструкции №1. А лучше прислушайтесь.
Кого лучше не генерить?
Не генерите файтера с заточкой на щит и броню, он никому тут не нужен, а к эквипу он очень требовательный.
Лучше не генерить лучника. Ибо рэйджед дпс в игре не реализован как таковой: то есть ваши криты на 10 уровне под баффами будут такими же, как у варвара на 4ом (проверено). Так что если сгенерите, то ничему потом не удивляйтесь: в пати не любят брать, за дпс не считают, живучесть нулевая и т.п.
Лучше не генерить паладина. Я бы даже сказал запрещено его генерить - удовольствия от игры вы не получите. Дело не в том, что им тяжело играть, или, что он никому не нужен, или что-то такое. Дело в том, что если это ваш первый персонаж, то вам банально не хватит даваемых изначально очков на ваши статы (об этих очках ниже) и в итоге получится невыживыбельное УГ без урона, без защиты, без спеллов... ну вобщем не надо его генерить, ребята. Не надо.
Также лучше не генерить рогов (aka воров - Rogue). Это говорю вам я, человек, изначально, первым персом, сгенеривший рога, не послушавший в своё время человека, докачавшего рога до 20ого. Я конечно совершенно не жалею, ибо весьма небезосновательно считаю себя лучшим рогом (ныне бывшим, ушедшим, так сказать, непобеждённым) (хотя мои последователи в гильдии имеются и не в единственном экземпляре. В чём-то даже превзошедшие своего учителя ) (*). Но мне это стоило как затрат реальных рублей, так и затрат кучи часов на задротство.
Дело в том, что в ДДО рога это весьма тяжкий класс в смысле мозго*бства. Нужен он довольно редко, умирает он очень часто в связи с малым количеством хп, шмот ему нужен луший (и только!) для его уровня и его должно быть много. И в тоже время в очень... ОЧЕНЬ частых случаях по началу (1-12 уровень) рога не справляется со своими обязанностями, т.е. не может найти ловушки, разминировать их, подлечить кого-нить, воспользоваться свитком и т.п.
В общем генерить первым персом рогу - не лучший выбор. Поверьте
Но хочу отметить, что есть определённый тип людей, которым игра рогой просто доставляет КАЙФ (я например ). А значит никакие FAQ'и не остановят их от генерёжки именно роги - это я по себе знаю. Отсюда лишь один совет: используйте Инструкцию №1. Плагиат штука неблагодарная, знаю, однако малейшее отхождение от хорошего стандартного билда, привнесение чего-то своего и вы гимп, как это ни печально. Проверено на себе, не единожды. . Подробнее о рогах можно почитать в разделе "Специалисты" -> "Всё по роге от дяди Разгула".
Как происходит генерёжка?
После того, как вы выбрали расу и класс, а также тыкнули на "Custom" и "Next" вам необходимо разбросать данные вам 28 поинта на начальные статы. Какая стата для чего нужна вы прочитаете в подсказках. Могу сказать лишь одно. Не надо изобретать велосипед. Активно используйте Инструкцию №1.
Что такое Ability?
Это ваши начальные статы. В них входят: сила, ловкость, выносливость, интеллект, мудрость, харизма. Каждая отвечает за какие-то свои аспекты и характеристики персонажа.
Вам даётся изначально 28 поинтов на раскидывание их по статам. Как раскидывать для каждого конкретного класса и расы см. в Инструкции №1.
В последствии вы можете купить за рубли, или заработать игровым способом (об этом ниже) ещё 4 поинта. Т.е. У вас будет изначально даваться 32 поинта. Однако эти 4 поинта для этого персонажа не будут учтены: их можно будет использовать только при генерации следующего персонажа. Нынешний же так и останется с 28-поинт. (Фактически можно будет переделать его в 32-поинт, но об этом ниже)
Что такое Ability modifier?
Это модификатор, который прибавляется/отнимается (если он положительный/отрицательный) к той или иной характеристике персонажа (в т.ч. броня, попадание, навыки и т.п.). Вычисляется по формуле: (N-10)/2, где N - соответствующая Ability. Округление вниз. (Пример: STR 17 +3 в характеристиках означает, что ваша сила 17, модификатор ([17-10]/2) равен +3. А значит у вас к попаданию +3. А также к скиллу Jump например. Ну вы поняли...)
Что такое Skills?
Это ваши навыки. На них тратятся поинты (ranks). Количество даваемых поинтов на первом уровне равно (X+Int_modifier)*4, при повышении уровня дают (X+Int_modifier) поинтов. Где X - индивидуальное для каждого класса число. (Для роги 8 например, для файтера 2 и т.п.).
Навыки (скиллы) бывают классовые и кросс-классовые. Т.е. склонен ли тот или иной класс к тому или иному скиллу (например для файтера поиск ловушек кросс-классовый и т.п.). Для прокачки кросс-классового скилла требуется в 2 раза больше поинтов: т.е. вы вкладываете 1 поинт, но ранков у вас 0.5. Округление в самой игре, естественно вниз.
Бывают пассивными (действуют всегда) или активными (надо нажимать).
Активные имеют квадратную картинку-иконку. Пассивные восьмиугольную.
Примечание автора: Пассивными и активными могут быть не только скиллы, но и фиты, энхансы, классовые возможности и т.п. Всё что пассивно - в восьмиугольниках, всё что активно - в квадратиках.
Что такое Feats?
Фиты. Это определённые специальные возможности персонажа. Фиты бывают классовые, бонусные и уровневые.
Любому классу даётся 7 уровневых фитов: на 1,3,6,9,12,15,18 уровнях.
Помимо этого есть бонусные фиты. Например у файтера: на 1,2,4,6,8...20 уровнях.
Классовые фиты даются на определённых уровнях определённого класса (не могут быть взяты другими классами).
Фиты имеют свойство зависеть от чего-либо (имеют пререквезиты). Например от какой-либо статы или от наличия друго фита.
Фиты тоже бывают активными и пассивными.
Я начал игру. Что у меня есть на экране?
Меню игры. Сверху. Имеет несколько кнопочек. У каждой кнопочки свои закладки. Полазайте - поймёте интуитивно.
Карта. Тут всё ясно.
ХП и мана бар.
Чат. Имеет несколько закладок: Combat, Party, Guild, General. Интуитивно ясно. Настраиваемо (ПКМ на закладке). Что хочу посоветовать: очень удобно нажать ПКМ на закладку "Guild" и выбрать во всплывшем меню "Undock window". Тогда гильд чат будет в отдельном окошке. (особые извращенцы ещё и Combat чат в отдельное окошко так выносят.)
Хотбар. Сюда выносятся активные скиллы, фиты, напитки, заклинания и т.п. Можно размножить и сделать несколько баров - интуитивно ясно.
Сфера обзора. Нажимаете на предмет/перса и на ней отображается выделенное. Кнопочки вокруг сферы интуитивно понятны.
И в самом низу полоска, постепенно заполняющаяся фиолетовым цветом и заканчивающаяся 5 шариками. Это ваша экспа.
Где тут ПвП?
Нет тут ПвП. Если вы пришли в игру только для того, чтобы померяться письками, то можете смело считать её говном и удалять её.
Это игра, рассчитанная исключительно на тимплей.
Что зависит от уровня сложности квеста?
Награда, дроп из сундуков, толщина мобов, кол-во экспы, кол-во фавора (favor, о нём ниже).
Также при прохождении квеста на нормале можно реститься у шрайны (об этом ниже) сколько угодно раз. С откатом в 15 минут.
На харде и элите только 1 раз за квест.
Также за первое прохождение квеста на нормале даётся +25% экспы
За первое на харде +50% экспы.
За первое на элите +80% экспы.
Как восстановить ХП и ману?
Если вы в городе, то восстановление идёт само. Медленно, но идёт. В таверне идёт быстрее. В таверне также можно поесть и попить энергетиков: тогда восстановление происходит почти мгновенно.
Если вы в квесте, то: хп можно восстановить напитками/заклинаниями и т.п. Также можно отдохнуть (пореститься). Это можно сделать только рядом с определёнными статуями, расположенными в квестах: Rest Shrine (шрайны). Но восстанавливаются не все хп, а только часть. Там хитрая формула. Но первые 1-2 уровня у вас будут восстанавливаться все хп за рест.
Ману можно восстановить порестившись у шрайны. Она восстанавливается полностью. Также существуют напитки маны и вещи с несколькими зарядами, восстанавливающими ману. Но в свободной продаже их нет. Они только дропаются, а посему купить их можно только на аукционе или у других персонажей.
Примечание автора: Если перед рестом у вас есть некоторое количество маны лучше всего её потратить: убить ещё пару мобов или оббафать тех, кто уже порестился.
Примечание автора: У клериков есть способность восстанавливать товарищам (не себе) немного маны. Очень полезно первые 10-15 уровней. Называется Divine Vitality. Это Enchancement (энханс) - о них ниже.
Примечание автора: у хирлингов-клериков (о них ниже), хотя и не у всех, есть Divine Vitality.
Я умер в квесте - что делать?
Из вас выпал Soul Stone. Попробуйте добежать до Ressurect Shrine (до шрайны, но уже до другой, хотя обе они обычно стоят рядом друг с другом). Далеко убежать от своего камня души вы не сможете. Потому если у вас это не удалось, просите сопартийцев отнести ваш камень к шрайне. Клацайте на шрайну и вуаля - вы снова живы. Если возможности нет совсем, то жмите "OK" на появившемся окошке с черепком. Вы воскреснете в таверне. После этого зайти в квест можно до тех пор, пока там кто-то есть (хирлинги не в счёт) и/или не более, чем через 5 мин, если там никого нет. Через пять минут пустые зоны (квесты) резетятся. При "перезаходе" в квест партия получит -10% экспы, а вы -20%. Так что воскресать в таверне в 90% случаев это фэил квеста: партия не захочет иметь -10% экспы.
Так что за полоска экспы и шарики внизу?
Как только полоска экспы достигает своего максимума, вы получаете первый ранг своего уровня. По-другому АП. Не лвлап, а именно ап - Action Point. Их вы можете потратить на Enhancement'ы у тренера. Чтобы получить уровень нужно, чтобы зажглись все 5 шариков. То бишь набрать 5 рангов. АП при этом дают всего 4 - за последний ранг АП не дают. После того, как набрали - идите к тренеру и повышайте уровень.
Enhancement`ы, тренеры? Втф?
Практически во всех городских локациях есть тренеры классов. У них можно потратить заработанные АП на эти самые, в протонародье, энхансы (энчи). Это специфические бонусы-плюшки. Бывают как активные, так и пассивные. Зависят от класса и расы.
Когда заполнятся все пять шариков снизу, нужно подойти к тренеру и поднять у него уровень. В принципе можно поднимать и уровень другого класса – мультиклассировать. Однако для этого, опять же, просто жизненно важно пользоваться Инструкцией №1, дабы не получился какой нибудь гимп.
А вообще имхо, если персонаж у вас первый, качайте его чистого, без примесей.
Я смогу сбросить заученные спелы, фиты, скиллы, энчанты, уровни других классов?
Пожалуй самый распространённый вопрос. Итак по порядку.
Спеллы менять можно в зависимости от класса: либо банально в таверне, либо у тренера за небольшую плату раз в три дня, в зависимости от вашего класса.
Фиты менять можно. Первый фит можно сменить абсолютно бесплатно после выполнения одного квеста в Marketplace (подробнее в DDOwiki) – у некоего Fred’а в House Jorasco. Далее для смены фитов он (Fred) будет требовать определённые камушки – Siberys Dragonshard’ы различного типа. Подробнее забейте в ддовики в поиск «Fred» - там всё расписано. Имейте ввиду: схалявничать не удастся: если вы не можете взять фит, или он требует тот, который вы хотите собственно поменять, то ничего не выйдет. Должны быть выполнены все пререквезиты для нужного вам фита в любом случае (уровень, фиты и т.п.)
Энчанты можно спокойно сбросить и перераспределить у тренера раз в 3 дня за определённую небольшую плату.
Сложнее дело обстоит с уровнями и скиллами. Вообще говоря, их можно сбросить. Но это будет стоить Turbine Points (ТП) (о них ниже). То есть реальных рублей. Описывать это довольно долго, поэтому вкратце:
Lesser Heart of Wood: требуется для проведения лессер реинкарнации. Она позволяет заново сбросить все статы, скиллы, фиты и т.п. и всё заново перераспределить.
Lesser Heart of Wood +1: позволяет сбросить все уровни, всё перераспределить и поменять не более одного уровня. Т.е. Если вы были Figther19/Barbarian1 то при помощи этой реинкарнации сможете стать Fighter20.
Lesser Heart of Wood +3: то же самое, но можно поменять до 3ёх уровней.
Greater Heart of Wood: то же самое, что и Lesser Heart of Wood, однако переделывает вашего персонажа в 32поинт.
Greater Heart of Wood +1: ну тут ясно – тоже самое что Lesser Heart of Wood +1, но только ещё переделывает в 32поинт.
Greater Heart of Wood +3: аналогично позволяет сбросить до 3 уровней и поменять их.
Также существуют сердца +5. Но они а-ля limited edition.
Пример: Rogue16/Ftr4 28поинт_билд хочет быть 32поинт_билд Rogue20. Для этого он покупает сначала Lesser Heart of Wood +3. Становится Rogue19/Ftr1 28поинт_билд. Потом покупает Greater Heart of Wood +1 и становится Rogue20 32поинт_билд.
Различаются эти Heart’ы стоимостью.
Turbine Points – это что?
В ДДО есть донат-магазин – DDOstore. Примерно так: платите деньги (способы оплаты есть в другой теме форума) и получаете некие Turbine Points – валюта донат магазина. В донат-магазине можно приобрести всякие плюшки типа бонуса +10% к экспе на несколько часов, бонуса к дропу и т.п.
Также ТП можно получать, набирая в игре фавор (Favor, о нём ниже).
Что такое Favor?
В игре есть определённые дома-покровители – Patrons (патроны). Так вот Favor это их благосклонность к персонажу. Репутация вобщем. Зарабатывается банально за прохождение квеста. Чем выше уровень сложности, тем больше фавора дают. Фавор получается единовременно и не стыкуется с одного квеста. То есть пройдя квест на нормале, харде и элите вы получите только фавор, соответствующий элите этого квеста.
Пример: квест даёт на нормале 5 фавора, на харде 10, на элите 15 (прогрессия всегда именно такая: normal - x, hard - 2x, elite - 3x). Пройдя квест на нормале, харде и потом элите вы всё равно получите 15 фавора, а не 5+10+15. Аналогично вы не получите 30 фавора, пройдя квест на элите 2 раза – только 15.
Фавор есть общий и по_патронам. Фавор по_патронам суммируется и получается общий фавор.
За получение каждой сотни общего фавора вы получаете 25ТП на ваш счёт в ДДОсторе. За получение 1000 общего фавора вы получите 50ТП (или даже 100 – точно щас не помню.). Также за набор определённого количества общего фавора вы открываете себе определённые плюшки: 400фавора – раса Drow например. И т.д. Подробнее в ддовики “Favor”
Также за фавор по_патронам эти самые патроны дают вам плюшки. Подробнее тоже на ддовики.
Каждый квест имеет своего одного патрона.
Кто такой Hireling?
Это своего рода бот (иногда называют негром или куклой), которого можно взять с собой в квест и призвать, зайдя в квест. Покупаются эти боты в городах - найдёте где. Фактически тупой и ничего не делающий балласт. Однако используются они очень часто и иногда не в единственном экземпляре. В основном покупают ботов клериков чтобы он лечил. Лечит он стабильно только хозяина. Остальных сопартийцев крайне лениво и только когда те почти мертвы - и то не всегда. Каждый бот имеет свою панельку хотбара, которой управляете вы.
Чтобы заставит хирлинга пореститься или, например, дёрнуть рычаг, нужно выделить ПКМ шрайну/рычаг и нажать на «шестерёнку» на панельке хотбара куклы. Аналогично его и воскрешать, если он умер: взять его Soul Stone и отнести к Ressurect шрайне. Выделить ПКМ, клацнуть «шестерёнку».
Имейте ввиду: они чрезвычайно тупы. И даже порой лечить не хотят . Жмёшь ему «heal», а он не лечит =)
__________________________________________________________________
Что даёт мне нахождение в гильдии?
Если ты задался этим вопросом, то ты - алчная, неблагодарная скотина, поздравляю
Ну а если серьёзно, то практически ничего. Это ничего я щас примерно перечислю.
Общение на русском языке, форум, ответы на нубские вопросы (если нормально спросить или посмотреть на форуме, опять же), уменьшение проблем с поиском пати, возможность получить крутые для низкого уровня шмотки задаром (либо вовремя увидеть предложение "кому надо <линк_на_предмет>?", либо вежливо тактично попросить), баффы на гильдийском корабле, помощь в каче и зарабатывании фавора (вот это уже тяжелее - у всех свои дела ).
Что я могу дать гильдии?
Guild renown - известность гильдии (о ней ниже). Это такие типа монетки-медальки. Падают в сундуках и в наградах за квест. В наградах имеет смысл брать только Impressive Trophy (500 renown) и Legendary Victory (1000 renown). Остальное капли в море. Вообще говоря гильд реноун зарабатывается как бы сам по себе. Вам для этого не надо ничё делать - просто играйте. Он капает периодически сам.
Также вы можете заработать определённую репутацию самой гильдии в лицах других людей. Думаю, объяснять не нужно: не косячьте сильно в квестах, помогайте сопартицам и т.п. И будет вам счастье. И нам.
Ну и в идеале: пишите всякие FAQи, кидайте интересные факты, прохождения, баги, фичи на форум и т.д. и т.п.
На что влияет Guild renown?
Как и у вас, у гильдии тоже есть свой левел. На данный момент он у нас 72. Так вот этот гильд реноун это и есть экспа гильдии, от которой зависит её уровень.
На каждом новом уровне открываются всё новые вкусные гильд баффы, которые можно поставить на гильдийский корабль. Больше уровень - больше и круче баффы. Да и сам корабль.
Что такое Gems?
Драгоценные камешки. Не нужны ни зачем - тупо а продажу. Грубо говоря валюта.
Что такое Siberys Dragonshard Fragment?
Да-да, вот эти самые жёлтые камушки.
Как было уже указано выше, в игре есть некий Fred, который может сменить вам один фит на другой. Так вот делает он это лишь в обмен на сочетания этих камушков в количестве от 1000 до 10.000.000 (да-да 10 миллионов!) в зависимости от уровня, на котором вы хотите, собственно, фит сменить. Так что копите себе их на здоровье. Пригодится. Если не этому, то следующему персу. Если не следующему, то на продажу на ауке.
Для справки: В локации Marketplace есть алтарь Stone of Change. В нём делается преобразование этих камушков. Подробнее в ддовики.
Что такое Khyber Dragonshard Fragment?
Фиолетовые камешки. Нужны для небольшого крафта (навешивания на оружие/броню/предметы всяких мелких свойств) и для определённых заклинаний высокого уровня в качестве материальных компонентов. Подробнее в ддовики.
Нужны в менее бешеном количестве, чем жёлтые, но тоже: чем больше, тем лучше.
Что такое Small/Medium/Large Eberron Dragonshard?
Тёмно-красные полупрозрачные камушки. За них в маркетплейсе дают всяческие приятные плюшки: тринкеты с зарядами лечилок, ресторэйшнов и т.п. хлам, но есть и нужные штуки. Так например за 3 Large Eberron Dragonshard'а дают одноразовую Рест Шрайну. Порой очень кстати. Подробнее о самих плюшках читайте на ддовики.
Для справки: Никогда. Подчёркиваю, никогда не продавайте их. Очень часто их пытаются купить с рук, называя бешеную для низких уровней цифру в 20-50 тысяч платины. не ведитесь на это. Оно того не стоит: падают они крайне редко и в рандомных местах, фармить их негде. За 5-6 месяцев игры лично мне упало их 12/6/4 примерно (ну там плюс-минус, точно не помню). Можете себе представить насколько они редки.
Примечание автора: 3 Medium Eberron Dragonshard дают вещичку с 20 зарядами восстановления маны. Больше ничего полезного за них не дают. Поэтому если вы не кастер, отдавайте их хай-левельным хилерам гильдии - вам не нужно, а гильдии полезнее =). Хотя можете и на аукцион выставлять: разбирают их как пирожки.
Как кинуть ссылку на предмет в чат, чтобы все смогли его посмотреть?
Курсор на вещь, Ctrl+ПКМ. Далее смотрите в активный чат. В строке ввода у вас появилось название предмета. Жмёте Enter - и линк появляется в активном чате.
То есть чтобы кинуть ссылку в гильд чат нужно выбрать закладку Guild. Ну или перед линкой прописать "/g ".
ЗЫ: наверное будут добавления в ФАК. Ненужные посты буду стирать.