Моднявая тема писать обзоры классов, напишу про бардов.
Итак, ты зашел в ДДО и решил начать балалаешника, ок.
Барды - смесь способностей клерика, мага и мили + музыкант.
1) Барды обладают уникальным по силе бафом на атаку и дамаг - это песни (огромный плюс песен - они не являются магией, они не могут быть сняты с вас диспелом или антимагией, соотвественно они всегда на вас и партии, причем большая часть песен накладыавются на всех дружественных созданий вокруг будь то партия, саммоны или зачарованные монстры).
2) Могут немного лечить (до хилеров далеко, но хилер может быть "совсем мили-дпс" или другим видом идиота. Ваш покорный слуга был в партии, где "Одобренная душа" не лечил даже себя, говорил что он мили-дпс и убил меньша барда, который тратил кучу времени, на откачивание партии с палочек лечения. Впрочем на рейдах максимум это хиллер-поддержки, потому что много не вылечишь)
3) Кастовать кое-какую магию, в доступном арсенале полтора боевых спела, куча бафов и несколько полезных контролей (считается что максимум как 3/4 мага) или сражаться в рукопашную. Выживаемость довольно высокая из-за сочетания маговских и клериковских бафов, правда к сожалению доступны не все полезняшки, но можно испоьзовать свитки, они в отдельной теме по ссылке.
4) Нет шанса провала заклинания при каста в легкой броне или средней броне у варчантера.
Как это работает реально:
Престиж отличный от варчантера по прежнему может проваливать арканное заклинание кастуемое в легкой броне(например файр шилд). Свои заклинания, которые получаешь на уровнях не имеют шанса провала.
Варчантер II в легкой/средней броне не проваливает ничего.
Грубо говоря бард может все, но как правило несколько хуже остальных. По сути выбор состоит примерно из ДПС/Лечение свитками, иногда магией/Контроль фасцинейтом/Бафы и Контроль магия/Более полноценное лечение в том числе и магией/Бафы.
Выбор:
1) Забей на магию, будь мили. Будь готов, что на 20-м твоя дамага будет очень далека от дамага какого-нибудь варвара. Максится сила, харизма поминиму для каста бафов фиты берутся мили-файт. Как правило представляет собой мультиклассы вида (16 бард / 2 рога / 2 файтер) / (16 бард / 2 файтер / 2 варвар) / (14 бард / 6 файтер) / (14 бард / 6 варвар) и даже <нет меня заставили> (14 бард / 6 рейнджер, эльф нарканарчер) и (8 бард / 12 файтер), (8 бард / 12 варвар) и подобное, хотя при желании можно и чистого сделать. Престиж: варчантер или виртуоз, в основном варчантер. Дамага конечно меньше варварской, но варчантером можно сносно лечить одного-двух сопартийцев при помощи палок/свитков лечения/реконтракта + контролить при помощи фасцинейта.
Билды ниже.
Зашел в квест, хаст, рейдж, courage, greatness, опционально дисплейсмент (теперь работает только на себя), recklessness, ironskin chant, song of greater heroism => РААААШ. (Не ходите на элите в квесты, которые не знаете, сдохните на какой-нибудь ловушке - я не виноват.)
2) Магия. Максится харизма, фиты - на магию. Лечение, бафы для мили и магов, в том числе и восстановление маны, и контроль. Обязательно чистый бард (из-за капа: +2 харизмы, +2 ДЦ на энчант спеллы, +2 спелл пенетрейшен). ДЦ на энчантмент спелы (гипнотайз, отто сфер оф денсинг) порядка 38-40, спелл пенетрейшен 28-29, что сопоставимо с ДЦ контроллеров. Проблемы такие: нет паутины и масс холда - это печально. На эпике полноценным хилером вряд ли будет т.к. нет оооочень нужного http://ddowiki.com/page/Death_Ward или http://ddowiki.com/page/Death_Ward,_Mass хотя можно http://ddowiki.com/page/Epic_Dusk_Heart .
Билды ниже.
Зашел в квест бафнул всем всем и где-то в хвосте тащишься.
Скилы:
Обязательно максить:
Хаггл - покупка у вендоров дешевле, продажа им же дороже. Проценты продажи/покупки
Перформ - нужен для получения песен-автофитов, причем для этого на учитываются только ранги вложенные при взятии уровня. Так же влияет на ДЦ у фасцинейта/энтралмента/чармов с песен.
ЮМД - максить без вариантов, дает успользовать разные свитки, палочки и оружие с ограничением по элайменту. Хорошие кастыли для поднятия возможностей как бафера и хилера, при помощи ЮМД можно исползовать палочки с Resist Energy, Protection from Element. Более подробно описано тут.
Баланс - позволяет быстро вставать, если собьют с ног.
Полезные скилы:
Джамп - лично я максил, потому что кликалка на джамп занимает место в инвентаре, а у меня и так один мешок забит оружием, а второй свитками/палочками.
Концентрация - нужна чтобы заклинание не сбили ударом, если вы собираетесь кастовать контроль спелы.
Дипломатия/Блеф - я почти не пользуюсь, но в некоторых квестах есть возможность их использовать в диалоге, для облегчения прохождения. В бою же можно перенаправлять агро в сторону от себя.
Для мультикласса:
Если делаете мультикласс барда с рогой, то нужно максить спот, серч, дисейбл дейвайс.
Песни и престижи:
Песни для всех:
1) Inspire Courage - песня дает неплохую прибавку к урону, атаке и тотально бесполезным спас-броскам против страха (о спас-бросках против страха дальше даже упоминать не буду). Если вы задались вопросом почему мильтиклассы барда взяты так, а не иначе вы сейчас все поймет. Суть такова, на 1 уровне вы получаете эту песню как авто-фит, изначально она даст +1 урона и +1 атаки, на 8, 14 и 20 уровне вы получаете как авто-фит увеличение еще на +1 урона и +1 атаки. Суммарно на 20-м это даст +4 урона и +4 атака, но есть еще энчанты которые влияют на урон (2, 7, 12 уровни) и атаку (3, 8, 13 уровни) для данной песни + если вы возьмете престиж Варчантер, то это еще +2 урона и +1 атаки. В Итоге чистый варчантер даст с этой песни +9 урона и +8 атаки, Мультикласс с 14 или более уровнями барда и престижем варчантера +8 урона и +7 атаки, а чистный Спеллсингер или Виртуоз +7 урона и + 7 атаки.
2) Fascinate - когда песня отыгранна, враги вокруг замирают и втыкают в музыку, если им нанести урон состояние исчеразет. На эпиках очень крутая штука, ДЦ считается как перформ + 1д20, к 20-му даже средний бард может набрать более 50 перформа. Из минусов действует только на живых обладающих зачатками мозга существ.
Плюсы:
1) Spell Resistence врагов на песню не действует
2)Очень высокие ДЦ, прокинуть фасцинейт при перформе в 50+ могут не многие.
3) Массовый, довольно большой радиус
4) Действует на гуманойдов, элементалей, большую часть животных.
Минусы:
1) 7 секунд "каста". В пылу сражения может быть сложновато это делать. Поэтому желательно делать за ранее, в любом случае это придет с опытом.
2) Не действует на скорпионов (на 20+ уровне можно взять дополнительную плюшку, чтобы действивало на насекомых: пауки, скорпионы и т.д.), андедов, монстров с красными/оранжевыми именами.
3) Inspire Competence - на 3-м уровне барда дает прибавку +2 ко всем скилам, должна быть на роге, когда он обезвреживает ловушки или на интимидейт-танке (танк нужен только в ЛоБе), когда он сдерживает босса. По умолчанию не массовая и на себя нельзя петь. При наличии http://ddowiki.com/page/Epic_Elyd_Edge в руках становится массовой и ложится на всех вокруг, кроме самого барда.
4) Suggestion Song - если враг зафасцинейчен, можно спеть эту песню и он ринется сражаться за вас. Бесполезная
штука, проще уж так зачаровать.
5) Inspire Greatness - еще +2 атаки, +1 форт сейв и 20 временных ХП. Неплохая штука, использовать всегда.
6) Song of Freedom - Break Enchantment spell на союзника, но как музыка. По умолчанию одна цель, с http://ddowiki.com/page/Epic_Elyd_Edge в руке все вокруг, но это не отменяет ее бесполезности.
7) Inspire Heroics - +4 бонус к спас-броскам (не стекается с грейтер героизмом) и 4% додж бонус (дополнительный шанс увернуться от атаки). К сожалению она действует только на одного союзника или собственно на певца (но певцу она не нужна), АС-интими танки (танки не нужны) любят эту песенку. С http://ddowiki.com/page/Epic_Elyd_Edge ложится на всех, включая барда.
8) Mass Suggestion Song - тоже самое, что и Suggestion Song, но массовое.
Престижи и их песни:
1) Варчантер. Поучает дополнительный урон и атаку на Inspire Courage и интимидейт. На 2 уровне престижа дают профессию со средними доспехами, причем на них не будет шанса провала заклинаний. Можно взять владение одним из военным (martial) оружием, но это просто не нужно.
а) Первый варчантер даст Ironskin Chant - 5/ДР (демейдж редакшен) на всю партию. На лоулвл довольно полезно.
б) Второй варчантер даст
Inspire Recklessness - +5% к doublestrike, но -10% к фортификации.
Математически хороша, т.к. при 100% фортификации после уменьшения останется 90%. По сути это означает что из 100 милишных ударов 1-3 удара будут критическими. В реальной обстановке:
1) Противопоказано использовании в партии где у большого количества людей мало ХП, они могут тупо не пережить даже одного крита.
2) Напротив, если у партии ХП много можно использовать почти везде. Кроме каких нибудь танкований хорота в рейде Tower Of Despair. Там ХП много не бывает.
3) Варфорджам раздавать ее мило, т.к. у них максимальная фортификация остается больше 100. Палемастерам на реклесснесс так же наплевать т.к. у них фортификация находится где-то в районе 200%. Но вокруг могут стоять такие, которые не смогут ее выключить использовав defensive figthing, combat expertise или стойки от танка.
Song of Heroism - массовый грейтер героизм на партию (на текущий момент нет иммунитета к страху, как на ГХ-спеле), которые не диспелится (выглядит забавно, но длительность меньше чем у соответствующего спела)
2) Спеллсингер. Как бы маг, получает дополнительное ЮМД, концентрацию и СП + при касте любой песни есть шанс востановить порядка 25 сп всем членам группы, которые ее услышат.
а) Первый спеллсингер даст Spellsong Trance - всей группе +1 ДЦ на всю магию и сделает заклинания на 10% дешевле.
Поется всегда, нет кастера, хоть себе ДЦ прибавим. Да и скидка лишней не будет.
б) Второй спеллсигрер даст Song of Arcane Might - моральный бонус к уровню заклинателя на всю партию, те возможно увеличит дамаг с кое-каких спелов или даст кастануть на один снаряд больше, если кастеру как раз одного уровня не хватало, ну и spell penetration и Spellsong Vigor - медленный реген СП, очень медленный, максимальная длительность 5 минут 36 секунд, регенить 2 сп за тик, тики каждые 2 секунды. Из минусов варфорджи ее не "слышат", ну а варфорджей магов/хилеров много.
3) Виртуоз меча. Получает дипломатию, листен, перформ, экстра песни и увеличение длительности еще на 10% к длительности песен с каждого уровня престижа.
а) Первый Виртуоз Enthrallment - как фасцинейт, но может продолжить стоять после получения дамага (в итоге все равно собьется) ну и враги получат пенальти к атаке и вилл сейвам по -2 (даже если собьют) и доступ к песням Bard Music of the Dead и Bard Music of Makers - это такой фасцинейт против андедов и конструктов соответсвенно. Фасцинейты не нужны, а если понадобится можно взять и не будучи виртуозом (взяв четыре энчанта на экстра сонг хехе).
б) Второй Виртуоз даст Sustaining Song - медленный реген ХП, как 1/10 клериковской ауры, когда песня спета вылечивается где-то 25 хп, потом в течении почти 6 минут на 20-м, каждые 2 секунды лечится по 2 хп и Song of Capering - считай иррезистебл денс, но когда я тестил на эпике работало странно, напевается за пару секунд, держаться должен долго, но на деле сбивается через пару ударов.
"Sustaining Song не дает включить Spellsong Vigor." (!)
Количество и длительность
1) Количество песен. Равно взятым уровням барда + енчанты на увеличение количества песен (смысла особо нет, так как их и так всегда хватает) + количество прошлых бардовских жизней (О реинкарнациях можно прочесть в Факе Викодина)
2) Длительность песен. Песни, которые вы получаете как авто-фиты изначально действуют 4 минуты, если вы взяли 4 уровня энчанта листен лонг и являятесь чистым бардом 20 со взятым энчантом "Музыкальное чудо", то длительность песни достигает 6-8 минут, если вы до кучи еще и Виртуоз, то еще дольше.
Хорошие Заклинания:
Какой-нибудь хил нужен.
1 круг
Hypnotism - крутая шутка на лоу-лвл, потом уже не очень. Враги стоят на месте и ничего не делают, если им нанесен урон, они снова начинают активно действовать. Массовый спелл и если фокусить одного монстра можно очень эффективно убивать большие толпы почти не получая повреждений. C Update9 работает еще и как дебаф.
Master's Touch - если у вас в руках мартиальное оружие, то при касте этого спела на этот оружие вы получите владение с ним. Заумь, короче, берешь в руки топор или фальчион, кастишь мастер тач. Вуаля, махаешь этим веапоном как будто есть профессия с ним. Правда на метательное не действует, такое как метательные топоры.
Focusing Chant - +1 бонус к атаке и скилам (ХАГГЛ!!111). Очень ситуационная штука, но брать все равно особо нечего.
Expeditious Retreat - очень хорош на лоулвл, до получения хаста. Помогает бегать, а не тащится как черепаха
2 круг
Heroism - +2 атаки, +2 к скилам, +2 к сейвам. Атака нафиг не нужна, пушо не стекается с инспайр коурейджем, а вот сейвы и скилы могут пригодится вам, роге или интими-танку.
Rage - +2 силы и +2 конституции, -1 армор класс. Полезная штука, но танки не любят из-за -1 брони, причем в стойке рейдж диспелится. Опять массовый и с милым звуком.
Soundburst - полезен на лоу-лвл, впрочем если вы СС с хайтэном, может и будет рабоать и дальше. Наносит небольшие повреждение и оглушает врагов при провале форнитуды. В застаненом состоянии проходят авто-сники, для роги вкусно.
Blur - 20% шанс промахов при атаке по вам/союзнику
3 круг
Crushing Despair - C update 9 вроде как неплохой дебаф.
Remove Curse - убирает проклятие
Good Hope - массовый героизм
Displacement - 50% промахов при атаке по вам. С У14 кастуется только на себя.
Haste - брать сразу как появляется, желательно к нему уже иметь экстенд спелл (за 10 сп удваивает длительность заклинания, впрочем теперь можно наверно и не брать, если не лезет)
4 круг
Cure Critical Wounds
Break Enchantment - хороший спелл, можно диспелить стенки, барьеры и т.д.
Freedom of Movement - дает иммун к паутине, грязи, холду, параличу.
Dimension Door - иногда помогает в квесте, но в основном используется чтобы из квеста быстрее выйти.
Neutralize Poison - снимает яд и дает иммунитет к ним на время действия бафа (крайне полезен на 20+ уровнях в андердарке - дроу очень любят парализовывать ядом и ковырять беспомощную тушку).
Hold Monster - В update9 полезность фактически сведена к 0.
Otto's Sphere of Dancing - диско трап, если враги проваливают бросок по воле, они стоят на шарике и танцуют. Пока вы и/или ваши товарищи рубите их в капусту. Основной спелл для контроля у Спеллсингера.
5 круг
Cure Light Wounds, Mass - массовый кур.
Greater Heroism - +4 атаки, +4 сейвы, +4 скилы и временные ХП. Рекомедации такие же как и у обычного героизма. Ах да, еще иммунитет к страху, что я там про спас-броски против страха говорил?
Mass Suggestion - это не песня, работает как масс-чарм, но кривее.
Mind Fog - туман, 20% мисс по союзникам, если вы сражаетесь в тумане. Если враг провалил бросок по воле, то он получается -10 пенальти на спас броски по воле.
Greater Dispel Magic - полезно снять дисплейсмент в шрауде, например, но очень опциональная штука.
6 круг
Charm Monster, Mass - иногда сильно помогает выжить и превозмочь, но не стоит использовать это постоянно, особенно на эпике.
Otto's Irresistible Dance - затанцовка монстра, спас броска нет, правда есть спелл резистен и дистанция никакая, нужно стоять впритык.
Cure Moderate Wounds, Mass - массовый кур.
Greater Shout - серидинка на половинку и по совместительности один из полтора боевых спелов.
Советы по игре:
1) Думай, что ты делаешь
2) True neutral - хороший элаймент. Любой бард сможет использовать почти любой предмет с ограничением по элайменту и какого штрафа за это ему не будет.
Chaotic neutral - тоже хороший выбор, но по большей части зависит от личных предпочтений.
3) Бери с собой кучу палок/свитков, мало ли чего
4) Держи мили под песнями и хастом/рейджем, опционально дисплейсментом (так лечить проще).
5) НЕ ЗАБУДЬ ПРО КОНСТИТУЦИЮ, на хай-лвл ХП должно быть от 400, но лучше больше на сотню-полторы. (Вообще касается любого класса)
Тонкие и неочевидные моменты:
1) В ддо есть такое понятие как джамп кастинг. Суть в следующем, при касте заклинаний (на песнях такого нет) скорость движения персонажа немного замедляется, если кастишь что-нибудь АОЕ, типа хаста или рейджа, то кто-то в бегущей толпе может не получить баф.
Для того, чтобы группа не замедлялась делаем прыжок и в прыжке кастуем хаст, таким образом замедления не будет. Хотя для этого крайне желательно иметь 40 джампа и замедленное падение. Актуально для любого кастера.
Так же так очень удобно на бегу обкастовывать себя всякими бафами.
Про энчанты потом напишу подробнее, может быть про фиты.
2) Хоть у самого барда нет никаких кратковременных селфбафов типа хаст буста или дамаг буста, но у персонажа может быть один из них или оба если: взять уровень роги, файтера (хас буст) или быть хуманом/хэльфом (энханс хуман версалити дает кучу бустов в том числе и дамаг буст)
Хаст буст на 20 секунд ускоряет скорость атаки, но атакавать можно только спустя одну секунду
Дамаг буст увеличивает наносимые физические повреждение и сник-атаку, тоже пауза в одну секунду
Для того, чтобы паузы не было, сразу после включения делаем СПЕЦИАЛЬНУЮ АТАКА типа: trip (опрокидывает монстра при провале спалл броска), Sunder (уменьшаем АС при успехе) или подобное (появляется как автофит, где-то на 1-3 уровне), да почти наверняка провалим ее, но зато паузы не будет и после завершения специальной атаки мы сразу продолжим бить. Так же варчантеру сейчас можно брать Cleave и Great Cleave, т.к. они являются пререквестом к эпик фиту Overwhelming Critical, да и сами по себе хороши.
Актуально для любого милишника.
3) С У14 на свитки/палки, помимо энхансов на владение, ВНЕЗАПНО начал работать девоушен с энхансов()/шмоток. В связи с этим я бы рекомендовал сделать себе хитрый "веапон сет". Веапон сет, это такое зеленое поле в инвентаре, где можно совмещать то, что можно держать в руках, а затем перенести на панель быстрого доступа. Поэтому делаем веапон сет с вандой в главной руке и вещью с "Devoution" с левой. Таким образом включив этот сет и нажимая левую кнопку мыши можно достаточно быстро и качественно лечить палочкой. Со скроллами тоже работает, но механика немного другая, т.к. для того, чтобы использовать скролл надо кликать его на панели. Именно Devoution рекомендую использовать из-за того, что у него усиление выше чем например на Potency, ноамое на аналогичный уровень. Насчет реконстракта, тоже самое, но нужна отдельная шмотка, что конечно не приятно, но мне пока добавить нечего.
Отредактировано Lutique (17.07.2012 13:58:33)